Логотип
Онлайн центр скорочтения
Книгочеи

Аппаратные методы и другие технические средства в скорочтении

Наш мир семимильными шагами развивается по пути технического прогресса: компьютеры становятся всё более совершенными, микропроцессоры управляют всевозможными сферами, обучение становится доступным, не выходя из дому… Масса технических изобретений и разработок призвана облегчить жизнь и высвободить нам время для самореализации.

С одной стороны, я смотрю на это с воодушевлением. Действительно, как представлю, сколько времени раньше тратила женщина на одну только стирку, дурно становится! Отказаться от стиральной машинки я ни за что бы не согласилась! Но когда речь заходит о чтении, вопрос применения аппаратных методов не вызывает у меня такого же оптимизма.

Давайте разберёмся, нужно ли использовать для овладения навыком скорочтения технические средства.

История СКОРОЧТЕНИЯ началась с тахистоскопического метода.

Для тренировки зрительного восприятия военных лётчиков применялся специальный прибор, который ненадолго проецировал на большой экран изображения. Поначалу это были довольно большие снимки своих и вражеских самолётов, постепенно время экспозиции и величина изображения сокращались.

В ходе таких тренировок исследователи обнаружили, что средний человек способен различать разные марки самолётов, сравнимых по величине с маленьким пятнышком, за 1/500 ДОЛЮ СЕКУНДЫ!!!

Раз это возможно для изображений, почему бы не попробовать таким же способом увеличить и СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ? Так стали популярны ТРЕНИНГИ С НЕПОДВИЖНЫМ ЭКРАНОМ, или тахистоскопом. Теперь на экране проецировались карточки с надписями, и глаз, точнее мозг, натаскивался различать их со скоростью 1/500 доля секунды. Скорость чтения при этом повышалась в среднем до 400 слов/мин.

Однако простые математические расчёты заставляют смутиться. Если глаз считывает 1 образ за 1/500 секунды, то за 1 сек – это уже 500 образов, за 60 сек (1 минуту) – 30 000 образов, или слов. Почему же пределом восприятия оказывались 400 слов/мин?

Кроме того, через несколько недель по окончании тренинга, скорость чтения снова падала до первоначального уровня.

Долгое время понимания причин не было, но в 1960-х годах разные исследователи обнаружили, что:

  1. Глаза при тренинге с тахистоскопом остаются неподвижны, что необходимо для отчётливости восприятия. А при чтении обычной книги им приходится совершать прыжки и фиксации, на которые и растрачивается львиная доля времени.
  2. Механическое восприятие не является исчерпывающим при чтении.

Глаза можно приучить двигаться быстрее, но важно сохранить понимание и после превышения границы в 400 слов/мин.

  1. Возможности глаз позволяют воспринимать (фотографировать) большие участки текста, но для расшифровки этих «снимков» нужен ХОРОШО ТРЕНИРОВАННЫЙ МОЗГ!

Так тренинг с тахистоскопом уступил место ДИНАМИЧЕСКОМУ ЧТЕНИЮ. А очередной порог скорости поднялся до 1 000 слов/мин.

Стало ясно, что НАВЫК СКОРОЧТЕНИЯ – это не столько натренированное зрительное восприятие, сколько ОСОБАЯ РАБОТА МОЗГА! И фундамент этого навыка лежит далеко за пределами просто аппаратных тренингов.

На сегодня существует масса онлайн тренажёров скорочтения. По сути они ничем друг от друга не отличаются. Можно использовать любой, который нравится. Но я сторонник безаппаратных тренингов. Объясню: система глаз - мозг привыкает к тому, что смена скоростей, выборка ключевых слов и прочие параметры, важные при скорочтении задаются извне. К тому же экран создаёт дополнительную нагрузку для глаз.

Если для Вас техническое сопровождение важно, можете дополнить им основной тренинг. Но не делать упор на технических тренажёрах. Без работы с живой книгой, текстом всё равно обойтись не удастся!

На сегодняшний день в классическом КУРСЕ СКОРОЧТЕНИЯ присутствуют:

  1. Тренировка зрительного восприятия (механическая или аппаратная).
  2. Тренинг когнитивной базы, или познавательных процессов (память, внимание, мышление, скорость реакции).
  3. Рациональные приёмы работы с текстом.