Быстрое чтение. Уровень 2
На этой ступени задача – довести скорость чтения до 120-150 слов/минуту. Это темп разговорной речи и оптимальная скорость чтения вслух, когда можно проговорить всё внятно и с выражением. С такой скоростью дикторы телевидения читают новости.
Этому будут способствовать всё те же:
- СКОРОСТЬ РЕАКЦИИ и ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ (усиливаем их или поддерживаем на хорошем уровне: память, внимание, мышление, восприятие, воображение);
- ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ (беглое чтение с интонационными паузами, внятная артикуляция и широкое поле зрения);
- АКТИВНЫЙ ШИРОКИЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС;
- МЕЖПОЛУШАРНЫЕ СВЯЗИ (гармония в работе левого и правого полушарий, хорошая пространственная ориентация, развитая моторика мелкая и крупная);
- АКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ (догадка, пересказ).
На каждом занятии мы
- 20 минут уделяем внимание развитию когнитивной базы (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ НАВЫКАМ);
- около часа занимают игры со словами, РАБОТА С ТЕКСТОМ и пересказом;
- минут 10 - полезные двигательные перерывы на НЕЙРОБИКУ, ГОЛОВОЛОМКИ и пр.
На этой ступени мы учим ребят активно моделировать текст. Знакомимся с различными способами конспектирования, учимся составлять линейные планы, графические модели, использовать пиктограммы для пересказа и интеллект-карты, или майнд-мэп.
К задачам этого этапа относятся:
- ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ;
- РАЗВЁРНУТЫЙ И СЖАТЫЙ ПЕРЕСКАЗЫ;
- ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ ПО СОДЕРЖАНИЮ;
- ОБОСНОВАНИЕ СВОЕГО МНЕНИЯ, ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ПРОЧИТАННОГО.
Это уже высокий уровень сформированности навыка чтения, которым владеет далеко не каждый взрослый.
Помимо чтения вслух на этом этапе начинается работа с ЧТЕНИЕМ МОЛЧА. Появляются первые упражнения, готовящие к СКОРОЧТЕНИЮ.
Учимся по-разному работать с текстами художественными и информационными, учебными...
Этот этап закрепляет результаты, достигнутые в чтении вслух, и открывает переход на стадию работы с чтением молча.