Логотип
Севастопольский центр читательской культуры
Книгочеи
Большая Морская, 50

И снова об интересе к чтению

Наблюдая за тем, какие происходят изменения в процессах, связанных с освоением навыка чтения и последующим его развитием, я пришла к выводу, что краткосрочные курсы мало влияют на отношение к самому чтению и книге. Даже те, кто в ходе занятий значительно улучшают свой навык, заканчивая курс, возвращаются к прежним показателям. Почему? Наверное, потому что ЧТЕНИЕ- это образ жизни, а не просто навык. Если он вписался в уже существующий уклад жизни или повлиял на его изменение, результаты сохранятся и усилятся. Если же ребёнок покорно доходил до конца занятий и облегчённо забросил всё сразу по завершении, время было потеряно напрасно.

Выходит, занятия занятиями, но если в процесс не включатся родители, толку от занятий будет мало. Но только под словом «включатся» я не имею в виду - начнут контролировать, жёстко прессовать и т.п. «Включатся» - значит, прислушаются к моим рекомендациям и будут придерживаться их. Причём, подчеркну, что рекомендации эти не самоличные мои, а почерпнутые как из личного опыта, так и из авторитетных источников (книг, статей разных уважаемых авторов).

Что стоит делать родителям, если они хотят пробудить в ребёнке ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ и заложить/укрепить фундамент хорошего чтения?
  1. ИГРАЙТЕ С САМОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА, ИГРАЙТЕ СО СЛОВАМИ!

Пока ребёнок мал и ещё не говорит, играйте с ним много и увлечённо, сопровождая каждое своё действие песенками, потешками, стишками, просто комментариями. Это будет способствовать накоплению словарного запаса, формированию фонематического слуха, развитию артикуляции и ассоциативного мышления.

Сколько сейчас материала в доступе, пруд пруди! Да и без того, вы вспомните какие-то приговорочки из своего детства. Всё это будет благодатным заделом для освоения чтения и пробуждения любви к слову. Причём меньше сюсюкайте, говорите ласково, но внятно и правильно.

  1. ЧИТАЙТЕ РЕБЁНКУ ВСЛУХ!

Как можно раньше введите в семейные традиции совместное вечернее чтение, когда ВЫ читаете ребёнку, и как можно дольше сохраняйте этот обычай! Не смотрите, что ребёнок уже читает сам, ЧИТАЙТЕ ЕМУ! Читайте вместе! Пусть эти мгновения будут неотъемлемой частью вашего взаимного общения. Пусть никто и ничто не сможет лишить вашего ребёнка этой ценнейшей традиции!

Да-да, и если вашему ребёнку задали длиннющий список на каникулы, а техника чтения вашего ребёнка далека от совершенства, не бойтесь половину, а то и львиную долю, прочесть ему во время таких вот вечерних посиделок. А для самостоятельного чтения ребёнком поищите что-то, что будет ему интересно и легко. Он будет вам точно благодарен, а у вас появится возможность совместно обсудить сложные произведения, прояснить те моменты, которые могут быть ребёнку непонятны, поделиться своими мыслями друг с другом. Кто знает, может, ваши беседы потом помогут вашему ребёнку во время учебных будней написать сочинение или дать блестящий устный ответ.

  1. ИСПОЛЬЗУЙТЕ АУДИОКНИГИ!

Не гнушайтесь аудиокнигами! Не успеваете почитать вместе, прибегните к помощи аудиокниг. Заменять ими чтение полностью, конечно, не стоит, но слушание аудиокниги вместо просмотра мультика бесспорно лучше. Возможно, что слушание спровоцирует взять книгу в руки и проверить, так ли оно написано? Или сюжет окажется таким увлекательным, что не будет никаких сил ждать развязки, и захочется заглянуть наперёд, а в бумажной книге сделать это куда легче.

К тому же, как отмечает Томас Стихт, слуховые навыки у детей развиты лучше, чем зрительные и логические. Поэтому для того, чтобы начать говорить и говорить грамотно, а позже хорошо, бегло читать, ребёнку важно СЛЫШАТЬ слово в контексте. Тогда и словарный запас будет широким, и речь будет богатой и яркой! Само собой, развиваются воображения и эмоциональная отзывчивость, ведь ребёнку, слушая, приходится представлять, воссоздавать картинки, образы, фантазировать.

  1. ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР ЧИТАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ

Читайте сами! Причём живые, бумажные книги! Ваш пример красноречивее любых увещеваний. Признаюсь честно, это не всегда срабатывает. Вы можете не выпускать книгу из рук, а ребёнок тем не менее не будет проявлять особого интереса к чтению. И всё же, если вы сами с книгой не в ладах, а ребёнка наставляете читать или ждёте, что он вдруг – раз, и станет заядлым книгочеем, это маловероятно!

  1. ВСЕГДА В ДОСТУПЕ

Размещайте книги в зоне доступа, так, чтобы ребёнок мог легко дотянуться до любой понравившейся ему книги, полистать её, почитать. И не будьте занудой, не требуйте, чтобы ребёнок непременно дочитал книгу или читал последовательно от начала до конца! Познакомьтесь лучше с превосходным эссе Даниэля Пеннака «Как роман» и озвученными им ПРАВАМИ ЧИТАТЕЛЯ. А если возраст ребёнка позволяет, обсудите эти права вместе. Может, что-то он и сам предложит исключить, а что-то дополнит.

  1. СТАНЬТЕ ЧЛЕНАМИ КНИЖНОГО/ЧИТАТЕЛЬСКОГО КЛУБА

Думаете, я это придумала, чтобы завлечь вас в наш #ЧИТАТЕЛЬСКИЙ_КЛУБ_КНИГОЧЕИ?

Вовсе нет! (Хотя я буду рада расширению нашего костяка.)

Этот совет я нашла в книге «Одна привычка в неделю для всей семьи» Бретт Блюменталь и Даниэль Ши Тан. Но на тысячу процентов соглашаюсь с авторами. Там, где не сработает Ваш личный пример, может сработать поддерживающее окружение и атмосфера увлечённости. Возможность обсудить, поспорить, найти единомышленников может оказаться вдохновляющим толчком к пробуждению интереса к книге.

 
  1. ДАРИТЕ КНИГИ!

Дарите на любой праздник и по любому поводу! Красивые, яркие и простые, скромные! Большие и маленькие, тонкие и толстые! Художественные и познавательные, классику и современные! Всякие! Ходите в библиотеки и книжные магазины, изучайте полки сами и дайте полную свободу для поиска своей книги ребёнку! И запоминайте, если не можете тут же купить/подарить, запоминайте, что привлекает вашего ребёнка. Можно взять книгу и в библиотеке или найти у кого-то из знакомых. И всё же стремитесь к тому, чтобы книга оставалась вожделенным подарком! Но даже если нет, поверьте, что нейронная дорожка «Книга – праздник!» всё равно образуется.

Все эти советы не будут работать, если вы сами не видите в ЧТЕНИИ ценности, если вам проще снять ответственность с себя и переложить её на учителя, самого ребёнка и пр.

Но если ваш образ жизни приближен к подобному или если вы готовы внедрить эти советы в вашу жизнь, уверена, в вашем ребёнке ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ не замедлит проснуться, ведь для этого вы создали самые благоприятные условия!