Логотип
Севастопольский центр читательской культуры
Книгочеи
Большая Морская, 50

Слово о скорочтении

Слышали ли вы что-нибудь о скорочтении? А владеете этим навыком?

Сколько книг, только по-честному, Вы прочли за последний месяц? А знаете, сколько рекомендуют читать, чтобы Вы могли оставаться на высоком уровне осведомлённости?

Сегодня скорочтение называют одним из метанавыков, т.е. базовых навыков, обеспечивающих эффективность человека в любой сфере!

Эрик Шмидт, председатель Google, как-то отметил, что количество информации, которое человечество смогло произвести от начала времен до 2003 года, сейчас создается каждые два дня. Естественно, в Океане этой информации нужно уметь ориентироваться.

В этом случае скорочтение – просто незаменимо!

Ещё в 70-80 гг 20 века исследователи вопросов чтения отмечали, что для поддержания своего интеллектуального и профессионального уровня человек ежедневно должен прочитывать 2 газеты, 1 журнал и 100-150 страниц любой книги. Представьте теперь, насколько возрос ежедневный объём чтения сегодня! А ведь времени на чтение не стало больше, скорее, наоборот. Да и интерес к чтению, особенно у подрастающего поколения, заметно снизился. Не будем разбираться с причинами, это тема отдельной статьи. Предложим решения этого вопроса.

Очевидно, что проще заложить правильный фундамент, чем потом перестраивать всё здание. Поэтому в нашем Центре читательской культуры «КНИГОЧЕИ» работают программы, соответствующие ступеням формированию навыка чтения от 3 лет.

В программе ИГРОВОГО ЧТЕНИЯ мы, опираясь на основную деятельность детей-дошкольников – игру, пробуждаем интерес к слову, устному и письменному. Мы сразу знакомим детей с целым словом, осмысленным и включённым в контекст, показываем, как слово может стать полноценным участником игры, заменить недостающие предметы, передать игровую ситуацию. Мы чутко следим за реакцией ребёнка, помогаем ему накопить словарный запас, который дальше станет базой качественного чтения. Постепенно, следуя за пробуждающимся интересом ребёнка, открываем ему структуру слова и знакомим с буквами. К этому моменту они уже воспринимаются не как абстрактные значки, а как кирпичики тех самых слов, с которыми мы много играли. Но главное, сразу вводя целостный образ слова во взаимосвязи с другими словами, мы уже закладываем качества, которые помогут легко освоить скорочтение.

Как только ребёнок зачитал, наступает этап совершенствования навыка чтения.

Для этого разработана З-х уровневая программа БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ:

  • для выхода на скорость 40 сл/мин;
  • для развития скорости 60 – 100 сл/мин;
  • для перехода к скорости 120-180 сл/мин и развития чтения молча.

Идеальное состояние читателя - воспринимая слова, не тратить усилия на перекодирование, а сразу видеть образы, т.е. смотрим в книгу - видим фильм. Над этим мы работаем на всех этапах.

Развитое воображение - залог активного, вдумчивого чтения, хорошей памяти, критического, логического мышления.

Мы учимся читать так, чтобы ярко представлять, о чём идёт речь в предложении, тексте, видеть причинно-следственные связи, устанавливать закономерности.

Это помогает читать с догадкой, следить за мыслью автора, понимать замысел.

Подспорьем этому процессу остаётся широкий и активный словарный запас. Продолжаем развивать его. А параллельно усиливаем все психические процессы, составляющие познавательный фундамент (память, внимание, скорость реакции, мышление, воображение). Всё это послужит хорошим заделом для скорочтения в будущем.

К 14 годам завершается формирование тех, мозговых структур, которые позволяют мыслить абстрактно, обобщать, планировать, прогнозировать. Это период интенсивного формирования новых нейронных связей, а значит, пришло время осваивать новый инструмент обучения – СКОРОЧТЕНИЕ.

Для этого возраста мы предлагаем курс «СЕКРЕТЫ СКОРОЧТЕНИЯ!»

В этом курсе мы уже работаем только с чтением молча, развиваем навыки продвинутых читателей.

ЗАДАЧИ:

  1. УСИЛИТЬ ВНИМАНИЕ (гарантия хорошего понимания на больших скоростях);
  2. ЗАДЕЙСТВОВАТЬ БОКОВОЕ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ (резерв периферийного зрения);
  3. научиться ОРГАНИЗОВЫВАТЬ процесс работы с книгой, текстом:
    - ставить ЦЕЛЬ при чтении;
    - определять ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ;
    - выбирать ПОДХОДЯЩУЮ СКОРОСТЬ;
    - применять СТРАТЕГИИ для достижения цели;
    - использовать АЛГОРИТМЫ ЧТЕНИЯ;
    - РАЗМЫШЛЯТЬ в процессе чтения и по окончании;
    - СТРУКТУРИРОВАТЬ полученную информацию.
  1. АКТИВИЗИРОВАТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС (легко подбирать нужные слова, заменять их синонимами, фразовыми в том числе, понимать смысл слова, фразы по первым буквам).
  2. ВКЛЮЧИТЬ ДОГАДКУ НА ПОЛНУЮ МОЩНОСТЬ. Перейти на предугадывание не слов и словосочетаний, а мыслей и сюжетных поворотов, композиционных составляющих.

На этой ступени значительно РАСШИРЯЕТСЯ ДИАПАЗОН СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ (от 150 до минимум 500 сл/мин). Теперь становится возможным прочесть книгу в 100-150 стр за час!

Эта стадия раскрывает новые горизонты ЧТЕНИЯ и своих возможностей. Владея инструментом СКОРОЧТЕНИЯ, любой человек, подросток ли, взрослый:

  1. Сможет прорабатывать любую информацию в 3-4 раза быстрее и качественнее,
  2. Повысит уровень концентрации внимания
  3. Разовьёт такие качества, как целеполагание и целеустремлённость
  4. Станет читать осознанно и регулярно.
  5. Повысит свою уверенность и самооценку.

Согласны Вы теперь, что навык скорочтения – необходимый атрибут современного высокоорганизованного и успешного человека?

Если Ваш ответ положительный, найдите время освоить скорочтение и привлечь к овладению им подрастающее поколение! Совсем скоро Вы убедитесь, что скорочтение не просто навык, а способ личностного развития. А МЫ ГОТОВЫ ПОМОГАТЬ Вам на любом этапе.