Логотип
Онлайн центр скорочтения
Книгочеи

Тайны синего фламинго, или русский взгляд на решение вопросов!

23 февраля состоялась встреча читательского Клуба «Книгочеи», на которой мы обсуждали книгу Владислава Крапивина «Дети синего фламинго». В этот раз мы провели часовую трансляцию нашей встречи, которую можно посмотреть в записи на страничке нашей группы в ВК

Трансляция оборвалась как раз на том моменте, когда мы разделились по группам и обсуждали сходства и различия двух произведений: «Бесконечной книги»(Б.к.) Энде и «Детей синего фламинго»(Д.с.ф.) Крапивина. И вот что мы обнаружили.

Приёмы построения сюжета

Оба произведения построены на приёме двоемирия, в обоих случаях есть проводники, которые открывают возможность перехода в другой мир. Но у Энде господин Кореандр не участвует в дальнейших событиях явно, он именно пограничник: пропустил в одну сторону, встретил по возвращении, и роль его положительна. А у Крапивина Ктор Эхо осуществляет не только переход героя в новое пространство, но и явно участвует в событиях, разворачивающихся далее, в определённый момент вскрывается его двуличная природа и оказывается, что он далеко не положительный персонаж.

Характеристики главных героев

Сама завязка строится на том, что и Бастиан, и Женька стремятся примерить на себя роль героя, но Бастиан ищет возможности убежать от действительности, а Женькой движет желание помочь жителям острова.

Бастиан долго остаётся в позиции наблюдателя и не предпринимает активных действий, чтобы помочь, он нерешителен и боязлив.

Женька же сразу решается действовать, хотя благоразумия в его поступке нет.

Оба героя – мальчишки 10 – 11 лет. Но Бастиан одинок и недружелюбен, он неуклюж и эгоистичен. Даже мысль о папе возникает у него в связи с переживаниями собственной значимости для отца. В его сознании не сформированы или размыты понятия любви и дружбы.

А Женька – общителен, у него полно друзей-приятелей, он подтянут и ловок и почти альтруист. Он готов прийти на выручку жителям неизвестного ему острова. Но при этом его тревожит мысль о родителях и бабушке, ему не хочется доставлять им беспокойств. Для него очевидна ценность любви и дружбы.

Бастиану не свойственно анализировать свои поступки, замечать свои недостатки. Женька же осознаёт свои промахи и ошибки и корит себя за них, и это понимание своей неидеальности помогает ему с сочувствием относится к огрехам других, пусть даже серьёзным (вспомним Юлькино предательство).

Бастиан возвращается в свой мир обновлённым, но не пострадавшим, его переход достаточно мягкий.

Женька вынужден ещё год восстанавливаться после посещения острова Двид, но в его сознании кардинальных изменений не произошло.

Помощники: предметы, существа, люди

Обоих героев сопровождают волшебные предметы: амулет и ключ, меч и клинок. Но в Бесконечной книге – это порождения Фантазии, в Детях синего фламинго – атрибуты реального мира. Аурин, исполняя желания Бастиана, отнимает у него воспоминания. Ключ, напротив, связывает Женьку с домом, хранит его воспоминания.

Меч для Бастиана оказывается не оружием спасения, а орудием его произвола. Для Женьки же клинок – символ дружеской поддержки, предмет который, благодаря искреннему и преданному чувству Тольки, обретает нереальные, но спасительные свойства.

У обоих героев есть помощники – сказочные существа: Фалькор (Фухур), Дракон Счастья - у Бастиана, Синий Фламинго – у Женьки. И есть помощник-друг: Атрей и Юлька. Но степень их участия в событиях разная, конечно. Дракон помогает Бастиану опосредованно, он больше связан с Атреем, Синий Фламинго берёт под своё покровительство Женьку, а уже всех остальных детей принимает позже.

И Атрей, и Юлька остаются в параллельных мирах, чтобы довести начатое до конца, а Бастиан, и Женька возвращаются в реальность. И если Бастиан не акцентирует на этом внимания, то Женьку не покидает мысль о том, что надо было остаться с Юлькой.

Ничто, Ящер и другие антигерои

Есть в каждой истории и антигерои: в Бесконечной книге – это Ничто и его порождения, типа Гморка, в Детях – это изначально Ящер и его слуги, а на поверку Тахомир Тихо и все взрослые жители острова. И если Ничто – это субстанция самостоятельная и стихийная, она вовлекает всякого приблизившегося против его воли, то Ящер – техническая конструкция и своей воли у него нет, а вот принимать ли этого Ящера в качестве главенствующей силы или не принимать – решает каждый сам.

К антигероям относятся также и Ксаида (Б.к.) с Отшельником (Д.с.ф.). Оба эти героя проповедуют «высшую мудрость»: никому не делать ни зла, ни добра, никого не любить и никого не ненавидеть. Но Ксаида влияет на Бастиана, и он поддаётся её воздействию. Отшельник же не пытается подчинить своей воле Женьку, да и Женька сразу отвергает такую «истину».

В каждом произведении речь идёт о равновесии, но в Б.к. – это равновесие сил, энергий, света и тьмы, добра и зла и т.п., а в Д.с.ф. – это равновесие порядка, лживая маска, под которой скрывается произвол верховного правителя Тахомира. В отличие от него, Девочка-Императрица, правящая в Фантазии, никогда не пользуется своей властью в угоду себе.

В поисках смысла жизни

В ходе развития сюжета и Бастиан, и Женька постигают смысл жизни. Но если Бастиан через длительные трансформации приходит к откровению: смысл жизни – полюбить другого человека, забыв о себе, то Женя знает истину, открытую ему мамой, с давних пор и только утверждается в ней: смысл жизни в том, чтобы быть человеком и чтобы от тебя другим было хорошо!

О чём говорит название?

Размышляя над названием, каждый участник поделился своими соображениями. Я высказала предположение, что в названии есть отсылки к «Синей птице» М. Метерлинка и песне В.

Высоцкого «Книжные дети». Наталья Лазарева предположила, что как в Б.к. читатель через название и композицию становится полноправным участником событий, так и в Д.с.ф. через название читатель приобщается к тем, кто борется в сказке с несправедливостью и жестокостью.

Что русскому хорошо, то немцу – смерть!

Сравнивая два таких близких идейно, но таких разных по духу произведения, мы увидели, как сильно отличается менталитет русского человека от менталитета человека европейского. Если перед одним ребром стоит вопрос преодоления собственного индивидуализма и отчуждённости, то для другого смысл жизни в любви и дружбе впитан с молоком матери, и преодоление идёт на уровне работы над своими ошибками, через осознание и исправление своих недостатков. Каждый из нас сам решает, какой образ мыслей ему ближе и на чьей он стороне. А книги помогают нам увидеть плюсы и минусы этих позиций.

А ещё мы увидели символичность в том, что беседа наша состоялась именно 23 февраля, в День Защитника Отечества, в день, когда русские люди особо чтут честь, достоинство, мужество, непримиримость к любой несправедливости, готовность в любую минуту встать на защиту своей Родины и, более того, всякого угнетённого.

Вот какие тайны Синего Фламинго открыли мы для себя в ходе нашей беседы!