Логотип
Онлайн центр скорочтения
Книгочеи

Учить читать или не учить? Вот в чем вопрос?

Вы помните, как вас учили читать? Помните?

А вы любите читать?

Лично я не помню, но читать мне нравилось всегда! Я могла все каникулы просидеть с книгой на балконе и не испытывать соблазна побежать на улицу или воткнуться в телевизор.

Конечно, в моём детстве не было мобильных телефонов, планшетов и компьютеров, но дети, которым читать не нравилось, были и тогда. И, если попытаться проанализировать, что это были за дети, какая обстановка их окружала, какими были их взаимоотношения с родителями, можно вывести некоторую закономерность, не связанную с влиянием технического прогресса!

Меня, и таких, как я, книголюбов, с самого раннего возраста окружали книги, и папа, и мама много читали сами и много читали нам вслух, нас никто специально не усаживал читать, не долбил с нами азбуку и не определял объём прочитанного. Чтение, в принципе, было естественной частью общего уклада.

Сейчас методик и развивающих центров, в том числе обучающих чтению с самого раннего возраста, безмерное количество: Монтессори, Доман, Зайцев и т.д., и т.п. – список адептов раннего обучения можно продолжать долго, но!

Что мы наблюдаем в отношении книг и чтения? Падение уровня культуры, сложности с навыком чтения, отсутствие интереса!

Почему? Что не так?

Мне представляется следующее: можно обучаться по самой инновационной методике, выучить все буквы и даже неплохо наловчиться читать, но это не пробудит любви к чтению, если не соблюдены несколько простых условий.

НУЖНО:

  1. СОЗДАТЬ ЧИТАТЕЛЬСКУЮ СРЕДУ, которая будет окружать ребёнка с самого рождения, а то и ещё задолго до рождения. Да, не удивляйтесь, читать вслух можно и рекомендовано ещё во время беременности. А само присутствие книг в доме создаёт особую атмосферу.
  2. МНОГО ГОВОРИТЬ с ребёнком, поясняя разные явления природы, растолковывая назначение предметов. Это будет расширять словарный запас и общий кругозор
  3. МНОГО ПРОЖИВАТЬ на личном опыте: гладить кошку, кормить собаку, шлёпать по лужам, кидать в море камешки, пробовать мир на вкус, вес, цвет, запахи и т.д. Это разовьёт образное мышление, ассоциативную память, активизирует создание нейронных связей.
  4. МНОГО ИГРАТЬ с ребёнком, повторяя моменты прожитого, вкрапляя в игры слова, их графические образы, например: подписывая рисунки, замещая словами на карточках предметы игры. Так ребёнок поймёт роль слов и чтения, их практическое значение.
  5. МНОГО ЧИТАТЬ ВСЛУХ ребёнку, показывая ему разные жанры: стихи, потешки, считалки, рассказики, сказки, были, небылицы и прочее. И что-то разыгрывать по ролям. Это база речевого развития, правильной, красивой, внятной речи и хорошего чтения.
  6. НЕ НАВЯЗЫВАТЬ ОБУЧЕНИЕ, если ребёнок не готов. Вот прямо так – не спросил, что это за буква, не торопитесь штудировать! Продолжайте играть со словами и их целыми образами. Ребёнок сам просигналит вам о своей готовности интересом к структуре слова: «Смотри, мама! Здесь и здесь одинаковые буквы!» Но и тогда не переусердствуйте. Продолжайте поддерживать игровую направленность.
  7. БЫТЬ ПРИМЕРОМ ЧИТАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА! Ребёнок видит вас с книгой в руках? Не с телефоном или планшетом, или читалкой, а с книгой? И не учитель, а вы формируете образ ЧЕЛОВЕКА ЧИТАЮЩЕГО.

Всё! Не нужны никакие буквари, никакие сверхметодики и суперучителя, если есть

ИГРЫ, СРЕДА и ВАШИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ с ребёнком и с книгой.

Когда и как учить ребёнка читать

А если вам сложно организовать все условия, создайте хотя бы среду и читайте ребёнку вслух, а играть ведите в развивающий центр.

Только, пожалуйста, убедитесь сначала, что там занимаются игрой, а не муштрой! Муштра не способствует пробуждению интереса.

Понимая, как иногда мамам бывает сложно сориентироваться в информационной лавине, я делюсь приёмами ИГР НА ЧТЕНИЕ в курсе «Я играю с малышом!» Приходите, я помогу вам организовать домашние игры правильно.

А для тех, кто не готов взять процесс овладения навыком чтения полностью в свои руки, мы предлагаем занятия по программе ИГРОВОГО ЧТЕНИЯ. Но это не снимает с вас ответственности за создание и поддержание читательской среды.

Когда же интерес проснётся, и ребёнок зачитает, начнётся следующий этап овладения навыком – совершенствование, но это уже тема другой статьи!