Логотип
Севастопольский центр читательской культуры
Книгочеи
Большая Морская, 50

3 причины плохого чтения

  1. Физиологические причины плохого чтения
  2. Психологические причины
  3. Вредные привычки
  4. Ребенок читает плохо – как помочь?

Детей, читающих меньше положенной нормы, становится больше с каждым днём.

Давайте разберёмся, почему ребенок плохо читает и не любит читать. В чём тут причина?

Если опустить на время тот факт, что компьютеризация делает своё неблаговидное дело, то можно выделить 3 основные причины плохой техники чтения у школьников (и у взрослых тоже).

1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ

Под ними я подразумеваю любые проблемы,

  • связанные с генетикой,
  • осложнениями в период беременности и родов,
  • травмы/болезни в раннем младенчестве.

Это самый скользкий и самый сложный аспект нарушений, т.к. родители часто замалчивают о подобных особенностях. В результате, приходится нам, учителям быстрого чтения, по косвенным признакам догадываться о наличии таких причин и «методом проб и ошибок» выводить для коррекции проблем в чтении индивидуальную траекторию, причём не всегда результативную. Хотя было бы много легче и быстрее откорректировать спектр нарушений при открытом диалоге с родителями и в тандеме с узким специалистом, который бы решал вопрос со стороны нейрофизиологии.

Проявления:

  • слабая концентрация внимания (проявляется в заданиях на поиск отличий, поиск определённого элемента),
  • нарушение восприятия (трудно даются задания с лабиринтами, с перепутанными линиями),
  • нарушения координации (особенно ярко проявляется в перекрестных движениях),
  • нарушения речи (невнятная речь, сложности в произношении и распознавании отдельных звуков),
  • нарушения графического восприятия буквы (путаница в распознавании букв, особенно парных),
  • узкий словарный запас (ребёнок не может подобрать слова на заданную тему/букву)
  • нарушения речемыслительных операций (ребёнок не может пояснять/описывать слова; не узнаёт предмет по описанию),
  • заторможенная реакция (показательны в этом плане устный счёт и числовые таблицы).

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ

Эта разновидность проблем не связана с объективными причинами, а носит сугубо субъективный окрас:

  • страх неясной этиологии, как говорят специалисты, момент возникновения которого установить сложно;
  • невроз, связанный с действиями родителя или педагога, обучавшего ребёнка чтению;
  • перегруз, физический, эмоциональный, интеллектуальный (когда ребёнок занят с утра до ночи в школе, на кружках, на дополнительных занятиях на курсах или с репетиторами);
  • внутрисемейные отношения (конфликты между родителями или с другими родственниками, с самим ребёнком и пр.)

Всё это может вызывать серьёзные отклонения в читательских навыках.

Проявления:

  • отсутствие интереса к чтению и коррекционным занятиям (состояние вялое, апатичное);
  • речь тихая/неуверенная;
  • неуравновешенность в проявлении реакций (резкие перепады настроения, склонность пасовать перед сложными заданиями, перед чтением в принципе, нередки агрессия или плаксивость, как защитные реакции);
  • повышенная утомляемость (ребёнок с энтузиазмом приступает к выполнению заданий, но быстро сникает);
  • рассеянное внимание (ребёнок часто отвлекается, забывает то, о чём только что прочёл)

Такие причины откорректировать уже легче и быстрее, но опять же не без помощи узконаправленного специалиста, как-то: психолога

3. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Удивились? Да и в чтении существуют вредные привычки, связанные с ошибками в обучении чтению, неправильно сформированными, недоформированными или вовсе отсутствующими навыками.

Сложность корректировки в этом случае зависит от того, как долго человек пользовался такой привычкой. Ясное дело, что чем меньше по времени привычка просуществовала, тем легче её изменить. И без сторонней помощи тут никак не обойтись. Ведь самому сложно отследить проявление автоматизма.

Привычка - это бесконтрольное, автоматическое действие. Для того, чтобы привычка создалась и закрепилась, нужно, по теории Узнадзе, не менее полугода, а если уже имеющуюся привычку надо заменить, потребуется в два раза больше времени. Вот почему так важно сразу ПРАВИЛЬНО ЗАКЛАДЫВАТЬ ФУНДАМЕНТ любой привычки!

Проявления:

  • затянувшееся побуквенное/послоговое чтение (не произошло своевременного перехода к чтению слов целиком);
  • неверное распределение воздушной струи (вдох в середине слова, частые шумные вдохи между словами);
  • длинные паузы между словами (возможно, являются побочным эффектом перехода от послогового чтения к целостному);
  • повторение слов при чтении текста;
  • проглатывание/переиначивание окончаний;
  • перескакивание через строчки;
  • бездумное, механическое чтение (в этом случае пересказ неполный, далёк от текста или совсем отсутствует).

В случае с вредными привычками достаточно будет найти специалиста по коррекции навыков чтения или озадачиться самим и выстроить план регулярных дополнительных занятий дома. Но при этом вам придётся следить, чтобы чрезмерный контроль не стал причиной невроза.

Ребенок читает плохо – как помочь?

Подводя итог, ещё раз отмечу, у плохого чтения есть 3 основные причины – физиологические, психологические и вредные привычки. Это, конечно, условное деление, и чаще мы имеем букет взаимосвязанных причин разной природы.

Самостоятельное устранение их может, в лучшем случае, не принести никакого результата, в худшем - усугубить ситуацию (так же, как самолечение). А длительное уклонение от решения трудностей в чтении, оправдывание своего бездействия загруженностью, финансовыми сложностями и пр., только загонят проблему ещё глубже и удобрят почву для возникновения и закрепления вредных привычек в чтении.

В нашем Центре вашему ребёнку не только помогут откорректировать имеющиеся трудности, но и посодействуют ПРОБУЖДЕНИЮ ИНТЕРЕСА к книге и чтению. А тем, у кого трудностей с чтением нет, помогут улучшить навык и вывести его на качественно новый уровень.

Хотите получить компетентную консультацию по вашей проблеме в чтении, записывайтесь на ТЕСТИРОВАНИЕ.

Я жду ваших ребят! И буду рада помочь!