3 причины плохого чтения
- Физиологические причины плохого чтения
- Психологические причины
- Вредные привычки
- Ребенок читает плохо – как помочь?
Детей, читающих меньше положенной нормы, становится больше с каждым днём.
Давайте разберёмся, почему ребенок плохо читает и не любит читать. В чём тут причина?
Если опустить на время тот факт, что компьютеризация делает своё неблаговидное дело, то можно выделить 3 основные причины плохой техники чтения у школьников (и у взрослых тоже).
1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ
Под ними я подразумеваю любые проблемы,
- связанные с генетикой,
- осложнениями в период беременности и родов,
- травмы/болезни в раннем младенчестве.
Это самый скользкий и самый сложный аспект нарушений, т.к. родители часто замалчивают о подобных особенностях. В результате, приходится нам, учителям быстрого чтения, по косвенным признакам догадываться о наличии таких причин и «методом проб и ошибок» выводить для коррекции проблем в чтении индивидуальную траекторию, причём не всегда результативную. Хотя было бы много легче и быстрее откорректировать спектр нарушений при открытом диалоге с родителями и в тандеме с узким специалистом, который бы решал вопрос со стороны нейрофизиологии.
Проявления:
- слабая концентрация внимания (проявляется в заданиях на поиск отличий, поиск определённого элемента),
- нарушение восприятия (трудно даются задания с лабиринтами, с перепутанными линиями),
- нарушения координации (особенно ярко проявляется в перекрестных движениях),
- нарушения речи (невнятная речь, сложности в произношении и распознавании отдельных звуков),
- нарушения графического восприятия буквы (путаница в распознавании букв, особенно парных),
- узкий словарный запас (ребёнок не может подобрать слова на заданную тему/букву)
- нарушения речемыслительных операций (ребёнок не может пояснять/описывать слова; не узнаёт предмет по описанию),
- заторможенная реакция (показательны в этом плане устный счёт и числовые таблицы).
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ
Эта разновидность проблем не связана с объективными причинами, а носит сугубо субъективный окрас:
- страх неясной этиологии, как говорят специалисты, момент возникновения которого установить сложно;
- невроз, связанный с действиями родителя или педагога, обучавшего ребёнка чтению;
- перегруз, физический, эмоциональный, интеллектуальный (когда ребёнок занят с утра до ночи в школе, на кружках, на дополнительных занятиях на курсах или с репетиторами);
- внутрисемейные отношения (конфликты между родителями или с другими родственниками, с самим ребёнком и пр.)
Всё это может вызывать серьёзные отклонения в читательских навыках.
Проявления:
- отсутствие интереса к чтению и коррекционным занятиям (состояние вялое, апатичное);
- речь тихая/неуверенная;
- неуравновешенность в проявлении реакций (резкие перепады настроения, склонность пасовать перед сложными заданиями, перед чтением в принципе, нередки агрессия или плаксивость, как защитные реакции);
- повышенная утомляемость (ребёнок с энтузиазмом приступает к выполнению заданий, но быстро сникает);
- рассеянное внимание (ребёнок часто отвлекается, забывает то, о чём только что прочёл)
Такие причины откорректировать уже легче и быстрее, но опять же не без помощи узконаправленного специалиста, как-то: психолога
3. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
Удивились? Да и в чтении существуют вредные привычки, связанные с ошибками в обучении чтению, неправильно сформированными, недоформированными или вовсе отсутствующими навыками.
Сложность корректировки в этом случае зависит от того, как долго человек пользовался такой привычкой. Ясное дело, что чем меньше по времени привычка просуществовала, тем легче её изменить. И без сторонней помощи тут никак не обойтись. Ведь самому сложно отследить проявление автоматизма.
Привычка - это бесконтрольное, автоматическое действие. Для того, чтобы привычка создалась и закрепилась, нужно, по теории Узнадзе, не менее полугода, а если уже имеющуюся привычку надо заменить, потребуется в два раза больше времени. Вот почему так важно сразу ПРАВИЛЬНО ЗАКЛАДЫВАТЬ ФУНДАМЕНТ любой привычки!
Проявления:
- затянувшееся побуквенное/послоговое чтение (не произошло своевременного перехода к чтению слов целиком);
- неверное распределение воздушной струи (вдох в середине слова, частые шумные вдохи между словами);
- длинные паузы между словами (возможно, являются побочным эффектом перехода от послогового чтения к целостному);
- повторение слов при чтении текста;
- проглатывание/переиначивание окончаний;
- перескакивание через строчки;
- бездумное, механическое чтение (в этом случае пересказ неполный, далёк от текста или совсем отсутствует).
В случае с вредными привычками достаточно будет найти специалиста по коррекции навыков чтения или озадачиться самим и выстроить план регулярных дополнительных занятий дома. Но при этом вам придётся следить, чтобы чрезмерный контроль не стал причиной невроза.
Ребенок читает плохо – как помочь?
Подводя итог, ещё раз отмечу, у плохого чтения есть 3 основные причины – физиологические, психологические и вредные привычки. Это, конечно, условное деление, и чаще мы имеем букет взаимосвязанных причин разной природы.
Самостоятельное устранение их может, в лучшем случае, не принести никакого результата, в худшем - усугубить ситуацию (так же, как самолечение). А длительное уклонение от решения трудностей в чтении, оправдывание своего бездействия загруженностью, финансовыми сложностями и пр., только загонят проблему ещё глубже и удобрят почву для возникновения и закрепления вредных привычек в чтении.
В нашем Центре вашему ребёнку не только помогут откорректировать имеющиеся трудности, но и посодействуют ПРОБУЖДЕНИЮ ИНТЕРЕСА к книге и чтению. А тем, у кого трудностей с чтением нет, помогут улучшить навык и вывести его на качественно новый уровень.
Хотите получить компетентную консультацию по вашей проблеме в чтении, записывайтесь на ТЕСТИРОВАНИЕ.
Я жду ваших ребят! И буду рада помочь!