Читательская встреча по творчеству В.Крапивина
«Томик Шекспира ничего не значит, пока человек не откроет его и не начнёт читать, только пропуская содержание через себя, он сможет постичь те глубинные смыслы, которые там сокрыты. Эту мысль я услышала в одной из лекций Татьяны Черниговской и в ходе встречи особо прониклась ею», - такими словами подытожила наши читательские посиделки по творчеству Владислава Крапивина одна из участниц,
И ведь так и есть!
Пока мы не откроем книгу и не начнём читать её, мы не сможем оценить произведение даже просто на уровне «интересно-неинтересно».
А уж чтобы открыть для себя всю гениальность автора, мало будет прочитать, придётся совершить интеллектуальное действо:
- поразмышлять над смыслами и образами,
- задаться вопросами о том, что толкнуло автора на написание произведения,
- что хотел он донести до своего читателя,
- какие параллели обнаруживаются с произведениями других авторов,
- что остаётся непонятным и т.п.
Возможно, придётся для этого прочитать биографию писателя и соприкоснуться с другими его произведениями.
Только тогда, возможно, удастся заглянуть в святая святых - персональный Храм Творчества, и осознать, что малозаметная деталь – играет ключевую роль, а через неё открывается смысл целой цепочки образов.
В общем, очевидно, что в компании увлечённых людей, настоящих читателей и мыслителей, такие открытия сделать легче. Помните: «Одна голова – хорошо, а две…»
Поэтому наши встречи (и эта, и другие) – это пространство, где можно поделиться своими идеями о прочитанном и послушать других. Так мы начинаем видеть произведения в объёме, с разных сторон, получаем возможность увидеть, что разные люди могут по-разному интерпретировать одно и то же, и не факт, что кто-то не прав. Скорее, вариативность смыслов – признак действительно хорошей книги!
И именно после такого общения мы уходим изменившиеся: хоть чуть-чуть, но мы становимся другими, начинаем видеть мир шире, относится друг к другу чутче, откликаться на посылы автора живее и глубже.
Так, обсуждая творчество Владислава Петровича, мы увидели:
- как зарождался его особый художественный мир, предположили, как могла инициировать идею параллельных миров в его творчестве такая математическая фигура, как лента Мёбиуса (мы даже поэкспериментировали с нею немного), какую роль играют сны в повестях Крапивина – художественный приём это или мироощущение;
- какие сквозные образы и сюжеты проходят через многие его произведения (это и образ Города, в котором угадываются Севастополь и его окрестности, и образ Дороги, и трёхчастная композиция многих циклов, и образы рыжеволосых мальчишек, как олицетворение неких солнечных существ, несущих положительную энергетику, и синий цвет – олицетворяющий Детство, чистоту, высокие отношения, и образы барабанщиков, как мощной силы, противостоящей инфернальному злу, и образ отца как оплот стабильности, поддержки и решительности, и приспешники тёмной силы – их бездушность, манекеноподобие и т.д.)
- порассуждали о том, откуда и почему они всплывают. Конечно, это всё больше на уровне предположений, но через эти рассуждения нам стали понятны некоторые эпизоды и их повторение в разных повестях.
- Нашли для себя точки пересечения произведений Крапивина и с произведениями Энде, и с Экзюпери, и с Бредбери, и со Стругацкими, и с Лемом.
Вообще формат знакомства не с одним произведением, а с творчеством писателя в целом обозначил новую ступень наших встреч.
Да, здорово было бы пообщаться с самим автором! Он бы мог ответить на наши вопросы и подтвердить наши догадки, но – увы!
Зато общаясь друг с другом, мы узнаём больше и о себе, и о тех, с кем взаимодействуем, проникаемся доверием. Мысли о прочитанном, как ничто другое, могут раскрыть самое сокровенное в человеке.
После таких встреч мы уходим, наполнив ум и напитав душу, пополнив список того, что хочется прочесть впервые или перечитать заново.
И если вам ценен такой досуг, который является не пустым развлечением, а приносит интеллектуальное удовольствие, присоединяйтесь к нам!