Юмор в детских произведениях
Классика и современность -
открытия нашей встречи читательского клуба
Смех – одно из самых интересных явлений человеческой психики. Это – одна из высших психических функций, свойственных только человеку.
Но сколь важен смех не только для человека, а для всего человечества, нам удалось проникнуться только в процессе рассуждений по ходу нашей встречи.
Человек смеялся с древних времён, тому доказательством огромный пласт народного творчества, связанный со смеховыми жанрами: шутки, прибаутки, частушки, потешки, байки, анекдоты и пр.
Но у каждого народа смеховая культура развита по-своему, и каждый народ выбирает разные объекты для смеха, да и сам смех имеет разные грани и уровни.
Нужен ли смех?
Смех даёт ключи к пониманию характерных особенностей как отдельного человека, так и целого народа. И это стало настоящим открытием!
Мы читали разные отрывки, разных авторов и видели яркую иллюстрацию того, каким разным может быть смех:
от примитивного, цель которого только развлечь (это прибаутки, потешки или весёлые рассказики для самых маленьких), до глубоко интеллектуального, который заставляет мозг активно включиться (таким нам видится Мюнхгаузен с его удивительными приключениями или Алиса, попавшая в Страну Чудес).
Само собой, мы вспомнили и про юмор, и про сатиру, порассуждали о том, какую задачу выполняет тот или иной смех:
- дружеское подтрунивание, мягкое указание на то, как смешно может выглядеть человек или ситуация без дополнительного назидания;
- воспитательный момент. Когда через смех, осмеяние происходит исправление поведения, мыслей героя.
- обличение, осуждение. Когда смех вскрывает и выставляет во всей неприглядности внешне малозаметное, а внутренне весьма негативное явление, состояние, показывает его убожество или разрушительность.
Но не это самое важное!
Культура смеха в разных странах
Важно, что в каждой культуре можно найти образцы разных видов смеха, но какой-то будет заметно преобладать, и это обозначит вектор развития Духа нации.
Нам показалось, что уровни смеха можно соотнести с чакрами, энергетическими центрами.
Например, в Америке преобладает смех, воздействующий на нижние центры: там смеются над физиологическими проявлениями, над недалёкими, ограниченными простачками.
В Англии достоянием мировой культуры стали произведения, где смех переплетается со смысловой или словесной головоломкой. Это интеллектуальный смех.
В Германии навскидку вспоминаются только Рейнеке-Лис и Мюнхгаузен. Это довольно едкий и жёсткий смех, иногда откровенно жестокий, что наталкивает на размышления о фашизме и причинах его возникновения именно на немецкой почве. И по-новому осмысливается «Тим Таллер, или Потерянный смех» Джеймса Крюса.
В России самая богатая и разнообразная смеховая культура. Очень условно можно говорить о преобладании воспитательного акцента у русского смеха, но это не точно.
Вообще, после такого погружения в оттенки и смыслы смеха и после тех, открытий, которые мы сделали для себя, захотелось проверить свои предположения и тщательнее изучить смеховую культуру каждой страны.
Кроме чтения и обсуждения, мы ещё много играли:
- разгадывали анаграммы из книги Тилипмана «Зубака»;
- составляли перевёртыши известных детских песенок и стишков,
- разгадывали загадки, подбирали омонимы и фразеологизмы.
И это было весело и насыщенно.
А вы хотите участвовать во встречах нашего семейного читательского клуба?
Тогда следите за анонсами в группе